Пюже


Пюже
, Пьер (Puget, Pierre) 1620, Марсель — 1694, Марсель. Французский скульптор, живописец, рисовальщик. В юности Пюже обучался у резчика деревянных скульптур для кораблей. С 1640 по 1643 жил в Италии — в Риме, Флоренции, учился и работал в мастерской художника Пьетро да Кортона. Важную роль в формировании творчества Пюже сыграло знакомство с работами итальянских скульпторов, особенно Бернини. Вернувшись во Францию, работал в Тулоне, Марселе, Париже. В 1656—1657 выполнил для портала ратуши в Тулоне две полуфигуры атлантов, поддерживающих балкон. Пластика атлантов поражает монументальной мощью и выразительностью. Перед нами не застывшие каменные истуканы, а герои, обреченные вечно нести непомерную ношу, — отсюда напряженная до предела мускулатура, вздувшиеся вены, искаженные страданием лица. В подобной склонности к гиперболе проявляются черты, характерные для искусства барокко. В декоративные по своему назначению статуи талант мастера вдохнул жизнь, чувство, страсть, образы атлантов человечны, исполнены скорби. Вопреки традиции фигуры их не одинаковы — перед нами два разных характера, что подчеркивается различием мимики, поз, движений. Иной образ создает мастер в рельефе Успение Девы Марии (1664—1665, Берлин, Гос. музеи), где преобладает чувство умиленного просветления. Дева Мария предстает в окружении сонма ангелов и херувимов, уносящих ее в горний мир. В нижнюю часть рельефа вкраплены элементы пейзажа (деревья, травы) — напоминание о земле, которую покидает Мадонна. Пюже проявляет здесь себя как опытный ваятель, владеющий искусством передавать в рельефе пространственные планы, гибкую пластику тел, гармонию движений, разнообразие фактур: легких тканей, шелковистой нежной кожи, волос, крыльев и т. д. Однако тема человеческих страстей, страдания была ближе дарованию Пюже, прирожденного мастера монументальной пластики. Не случайно самое прославленное его произведение Милон Кротонский (1672—1683, Париж, Лувр). Милон из Кротона — знаменитый борец эпохи античности, шесть раз побеждал на Олимпийских играх в 532—526 до н. э. По преданию, он взялся расщепить руками пень, с которым не могли справиться лесорубы. Однако его руку защемило в расщелине пня — в это время на него набросился лев и растерзал героя. Пюже передает пафос борьбы, драматизм смертельной схватки. Великолепно вылеплено тело атлета. Могучие формы дышат небывалой энергией — в пластике воплотилось величие духа, неукротимый творческий темперамент ваятеля, "рожденного для великих творений", как писал он сам. Статуя Милона Кротонского по своей духовной мощи намного значительнее сюжета. В ней воплотился образ человечества, обреченного на вечную борьбу с судьбой, силами зла и самим собой. Милон Кротонский был с триумфом принят в Версале, однако независимый, не желавший приспосабливаться Пюже не стал придворным художником, предпочитая работать в родном Марселе (Фавн, Марсель, Музей изящных искусств) и в Генуе (Св. Себастьян, церковь Санта Мария ди Кариньяно) и т. д. Многие произведения Пюже собраны в Лувре (Галльский Геркулес, 1660—1661; Персей и Андромеда, 1683—1684; рельеф Александр Македонский и Диоген, 1681—1682). Пюже был прекрасным рисовальщиком: ему принадлежат серия этюдов галер и кораблей, наброски (Воспитание Ахилла, Марсель, Музей изящных искусств); занимался также живописью (Св. Цицилия, 1650; Крещение Хлодвига, 1652; Жертвоприношение Ноя, 1654, все — Марсель, Музей изящных искусств). Однако в историю искусства он вошел прежде всего как скульптор, наделенный мощным пластическим талантом и яркой творческой индивидуальностью.
Лит.: Lagrange L. Pierre Puget. Paris, 1868; Brion M. Pierre Puget. Paris, 1930; Herding K. Pierre Puget: L’etat des recherches. Marseille, 1974.
В. Стародубова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Пюже" в других словарях:

  • Пюже — Топонимы Пюже (фр. Puget) коммуна во французском департаменте Воклюз. Персоналии Пьер Пюже (фр. Pierre Puget; 1620 1694) французский скульптор, рисовальщик, художник и архитектор …   Википедия

  • Пюже — (Puget)         Пьер (крещен 16.10.1620, Марсель, 2.12.1694, там же), французский скульптор, живописец и архитектор, представитель Барокко. Учился скульптуре у резчика деревянных фигур для украшения галер Ж. Романа. В 1640 43 жил в Италии,… …   Большая советская энциклопедия

  • Пюже — (Пьер Füget или Pujet, 1622 1694) французский скульптор, живописец, архитектор и инженер, первоначально учился у строителя галер и резчика Романа, потом, прожив один год во Флоренции, поселился в Риме и, под влиянием П. да Кортоны, занялся… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Пюже П. — ПЮЖÉ (Puget) Пьер (1620–94), франц. скульптор. Пластически мощные фигуры сочетают барочную экспрессию с ясностью композиции (атланты на фасаде ратуши в Тулоне, 1656–57; Персей и Андромеда , 1683–84) …   Биографический словарь

  • Пюже-Тенье (кантон) — Пюже Тенье фр. Puget Théniers   кантон Франции (АЕ 3 го уровня)  …   Википедия

  • Пюже Пьер —         (Puget) (1620 1694), французский скульптор, живописец и архитектор. Представитель барокко. Учился у резчика деревянных скульптур для галереи Ж. Романа. В 1640 43 жил в Италии, занимаясь преимущественно живописью под руководством Пьетро да …   Художественная энциклопедия

  • Пюже Пьер — (Puget) (1620 1694), французский скульптор. Пластически мощные фигуры сочетают барочную экспрессию с ясностью композиции (атланты на фасаде ратуши в Тулоне, 1656 57; «Персей и Андромеда», 1683 84). * * * ПЮЖЕ Пьер ПЮЖЕ (Puget) Пьер (1620 94),… …   Энциклопедический словарь

  • ПЮЖЕ (Puget) Пьер — (1620 94) французский скульптор. Представитель барокко. Динамичные, пластически мощные фигуры атлантов на фасаде ратуши в Тулоне (1656 57) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пюже Пьер — Пюже (Puget) Пьер (крещен 16.10.1620, Марсель, ≈ 2.12.1694, там же), французский скульптор, живописец и архитектор, представитель барокко. Учился скульптуре у резчика деревянных фигур для украшения галер Ж. Романа. В 1640≈43 жил в Италии,… …   Большая советская энциклопедия

  • Пюже (Puget) Пьер (1620—1694) — французский скульптор. Пластически мощные фигуры сочетают барочную экспрессию с ясностью композиции (атланты на фасаде ратуши в Тулоне, 1656—57; «Персей и Андромеда», 1683—84) …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.